Задать вопрос На главную

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ



ОРФОЭПИЯ: ТРУДНОСТИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ УДАРЕНИЙ



Одним из положительных моментов, связанных с проведением егэ по русскому языку, является проработка орфоэпических, лексических и грамматических норм. Напомним, что прежняя форма итоговых испытаний (сочинение или изложение) подобного практически не предусматривала. Конечно, проверяющие фиксировали речевые и грамматические ошибки в письменных работах, однако никак не объясняли их экзаменуемым, все сводилось к выставлению той ли иной оценки. Егэ же, наоборот, включает в себя вопросы, связанные с языковыми нормами (задания 4 - 7).

Безусловно, одиннадцатиклассники испытывают те или иные трудности при выполнении этих номеров. Это зависит от ряда факторов. Прежде всего, определенный отпечаток на экзаменуемого накладывает культурный уровень его семьи. Например, если родители говорят позвОнит или прийти СО школы, то вполне закономерно, что сын или дочь будет копировать орфоэпические и грамматические ошибки старших. Порой бывает очень трудно переучивать таких учеников, приходится неоднократно спрашивать их устно и проводить дополнительные проверочные работы, однако и это не дает стопроцентной гарантии, что они не допустят ошибки на итоговом испытании.

Кроме того, при изучении школьной программы основное внимание уделяют орфографии и пунктуации, а не культуре речи, поэтому выпускники часто не имеют понятия об основных тенденциях в различных разделах науки о языке, и прежде всего в орфоэпии.

Нормы произношения, и прежде всего акцентологические (то есть связанные с постановкой ударения) затронуты в задании 4. Экзаменуемым предлагают пять слов с обозначенными в них ударениями (ударный слог выделен прописной буквой, например, позвонИт, красИвее). Обычно в четырех словах ударение поставлено правильно, а в одном - ошибочно (хотя возможен и обратный случай, когда в одном слове ударение поставлено верно, а в четырех - нет. Тут надо внимательно читать задание, чтобы при хороших знаниях не допустить ошибку из-за неправильно понятой формулировки задания). И надо выписать единственное слово либо с ошибочным, либо с правильным ударением.

Изучение акцентологических норм затруднено рядом факторов. Во-первых, в русском языке ударение не фиксированное, как, например, в английском или французском, и поэтому даже носители русского языка допускают немало ошибок при его постановке. Во-вторых, проблемы иногда носят чисто методический характер. Из-за нехватки времени (а порой и знаний) некоторые школьные учителя ограничиваются тем, что дают одиннадцатиклассникам компьютерные распечатки со списком слов, в которых наиболее часто ошибаются с ударением. В большинстве случаев будущие выпускники кладут эти распечатки на стол или в стол и благополучно о них забывают, а потом на егэ либо случайно угадывают правильный ответ (что не исключено), либо допускают ошибку.

Чтобы избежать подобного, необходимо добросовестно проштудировать уже упомянутые списки слов, рассказать об основных тенденциях при постановке ударений, выделить самые проблематичные слова и отработать их произношение. (Впрочем, подобное, наверное, возможно только на дополнительных занятиях в школе, или на подготовительных курсах, или у частного репетитора).

При рассмотрении этих тенденций удобнее всего придерживаться морфологического принципа, то есть рассматривать постановку ударения в словах в связи с их принадлежностью к той или иной части речи. Традиционно обзор частей речи начинают с имени существительного, при рассматривании которого необходимо разобрать с одиннадцатиклассниками следующие моменты:

- постановка ударения в словах, заимствованных из английского и французского языков с выделением наиболее проблематичных случаев, где ошибки встречаются чаще всего (слова квартАл, жалюзИ. диспансЕр, апострОф, коклЮш, шассИ и т. Д.).

- постановка ударения на последнем слоге в сложных словах с второй частью –провОд: нефтепровОд, газопровОд и т. д. с обязательным упоминанием единственного исключения: электропрОвод.

- постановка ударения во множественном числе в односложных словах типа тОрты, пОрты, бАнты, шАрфы, шпрИцы, крАны и других. Здесь можно и нужно рассказать о разнице при постановке ударения между нормативным (литературным) вариантом и профессиональным (шприцЫ у медиков, тортЫ и даже тортА у кондитеров, кранЫ у сантехников и т. Д.). При этом необходимо подчеркнуть, что профессиональный вариант норме не соответствует.

Разбирая имена прилагательные, целесообразно остановиться на их кратких формах. Прежде всего следует проработать тенденцию при остановке ударения различных формах кратких прилагательных. Известно, что у многих кратких прилагательных ударение в женсклм роде падает на окончание, а в мужском и среднем – на основу:

вАжен –важнА – вАжно

тЕсен – теснА – тЕсно

вЕсел – веселА – вЕсело

Необходимо зафиксировать внимание одиннадцатиклассников на постановке ударения в формах женского рода, поскольку именно их чаще всего дают в заданиях егэ.

Определенного внимания заслуживают и формы множественного числа. В большинстве случаев языковая норма допускает два варианта постановки ударения: на основе и на окончании (пОлны и полнЫ, бОдры и бодрЫ и т. д.), однако у краткого прилагательного прав во множественном числе возможна постановка ударения только на основе: прАвы. И именно это слово в такой форме порой встречается в экзаменационных заданиях.

Если рассматривать постановку ударения в глаголах, то в первую очередь следует остановиться на формах прошедшего времени. Причем это целесообразно сделать потому, что глаголы разбирают сразу же после прилагательных, а у глаголов в прошедшем времени и прилагательных в кратких формах ударение распределяется сходным образом: в мужском и сренем роде оно падает на окончание, а в женском роде – на основу. Можно сравнить образцы постановки ударения в обоих случаях:

Краткие прилагательные:

вАжен – важнА – вАжно

тЕсен – теснА – тЕсно

вЕсел – веселА – вЕсело



Глаголы:

лгАл – лгалА – лгАло

набрАл – набралА – набрАло

ждАл – ждалА – ждалО

Необходимо проследить, чтобы ученики выпускного класса запомнили несколько исключений, когда у подобных глаголов в женском роде ударение падает не на окончание, а на основу:

красть – крАла

красться – крАлась

класть – клАла

слать – слАла

послать – послАла

При этом можно привести какой-нибудь широко известный пример, например, эпизод из старого фильма «Ирония судьбы», когда одна девушка говорит другой : «Вы хищница, я у вас жениха не крАла». Подобные примеры очень оживляют оъяснение материала, тем более что практика показывает, что ошибок, связанных с постановкой ударения в глаголах прошедшего времени в форме женского рода ( это касается и исключений), достаточно много.

Другой момент, связанный с акцентологическими нормами у глаголов, - это постановка ударения у различных форм глаголов на –ИТЬ. В последние годы, если не десятилетия, было уделено много внимания глаголу ЗВОНИТЬ и его производным: ПОЗВОНИТЬ, ДОЗВОНИТЬСЯ и т. д. Неоднократно подчеркивалось, что не только в неопределенной форме, но и в формах настощего (будущего) времени ударение у этого глагола должно стоять на последнем слоге:

эвонИть –звонИт – звонЯт

позвонИть – позвонИт – позвонЯт

дозвонИться – дозвонИтся – дозвонЯтся

Подобная настойчивость в прорабатывании акцентологических норм у данного глагола позволила достичь определенных результатов: лишь немногие учащиеся допускают ошибки, связанные с этим глаголом. Однако кроме глагола ЗВОНИТЬ существует немало глаголов на-ИТЬ, в которых одиннадцатиклассники неправильно ставят ударение. Это такие глаголы, как ВКЛЮЧИТЬ (многие говорят вклЮчит при норме включИт), а также глаголы ВРУЧИТЬ, ОБОДРИТЬ, ОДОЛЖИТЬ, СВЕРЛИТЬ, УГЛУИТЬ, УСУГУБИТЬ и некоторые другие. А ведь они подчиняются тому же правилу, что и глагол ЗВОНИТЬ, то есть у них ударение падает на последний слог и в неопределенной форме, и в настоящем (будущем) времени:

включИть – включИт – включАт

вручИть – вручИт – вручАт

ободрИть – ободрИт – ободрЯт

одолжИть – одолжИт – одолжАт

сверлИть – сверлИт – сверлЯт

углубИть – углубИт – углубЯт

усугубИть – усугубИт – усугубЯт

Для полноты картины следует добавить, что это правило актуально не для всех глаголов на –ИТЬ. У глаголов принУдить, освЕдомиться, опОшлить, закУпорить, откУпорить ударение падает не на последний слог. Вышеперечисленные глаголы тоже часто включают в задания егэ, поэтому их надо тщательно проработать и запомнить.

Особыми формами глагола являются причастия и деепричастия. Для этих частей речи существуют свои правила, касающиеся постановки ударений. Для начала рассмотрим акцентологические нормы у причастий.

Прежде всего экзаменуемый должен четко представлять, чем причастия отличаются от прилагательных. (Это необходимо знать и при выполнении некоторых других заданий егэ). Кроме того, ученик выпускного класса должен различать действительные и страдательные причастия. Тогда он легко запомнит, что у страдательных причастий, образованных от глаголов на –ИТЬ, ударение падает на суффикс –ЁНН: осудИть – осуждЁнный, ободрИть – ободрЁнный, включИть – включЁнный.

Следует добавить, что у в краткой форме ударение на суффиксе сохраняется только у причастий мужского рода, а в остальных формах (женский род, средний род, множественное число) оно переходит на окончание:

включЁн, но: включенА, включенО, включенЫ

осуждЁн, но: осужденА, осужденО, осужденЫ

вручЁн, но: врученА, врученО, врученЫ

Следует сказать несколько слов о произношении полных причастий с суффиксом –т. Если суффиксы неопределенной формы –о, -ну имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдет на один слог вперед: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый и т. д.

Деепричастия часто имеют ударения на том же слоге, что и соответствующие глаголы в неопределенной форме: вложИть – вложИв, задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, исчЕрпать – исчЕрпав (а не исчерпАв, как говорят многие)и т. д.

Для наречий практически не существует устойчивых тенденций при произношении, в этом случае особенно трудные слова надо проверять по орфоэпическому словарю и отрабатывать на занятиях.

Существенную помощь для закрепления трудных случаев произношения (и это касается не только наречий) может оказать «Орфоэпический словник», помещенный на сайте ФИПИ. Рекомендуется обращаться к нему регулярно, в случае малейшего сомнения, поскольку, как отмечалось выше, русское словесное ударение поддается систематизации с трудом, и поэтому при его постановке часто возможны неожиданности.

                                                                                                                                                                                                                                                                       Н. Комарова.